VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Сущность и функции денег

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009898
Тема: Сущность и функции денег
Содержание
Глава 1. Роль денег в экономике
1.1. Сущность и функции денег. Деньги как макроэкономическое явление
      Что такое деньги? Точное определение понятию «деньги» дать достаточно сложно. Деньги – это историческая категория. Их появление связано с тем, что в процессе экономических отношений производство и обмен товаров становились более регулярными. Общество пришло к  выводу, что необходим какой-то всеобщий эквивалент для измерения стоимости товаров, более удобного и взаимовыгодного обмена. Но единого взгляда на происхождение денег среди экономистов так и не возникло. Однако на этом разногласия ученых не заканчиваются. Ввиду того, что деньги прошли весьма серьезную эволюцию и стали очень непростой и многогранной категорией, конкретного определения денег так же не сложилось.  
Происхождение, функции и природу денег в экономической теории принято рассматривать с четырех позиций:
     Таблица 11
Теория денег
Признак
Трудовая
Деньги выступают в качестве специфического товара
Номиналистическая
Деньги рассматриваются как условные знаки
Металлистическая
Деньги отождествляются с драгоценными металлами: золотом, серебром
Количественная
Деньги не имеют внутренней ценности
      Таким образом, деньги – это всеобщий эквивалент всех других товаров, с помощью которых совершается обмен. Они являются важным звеном,  компонентом хозяйственной деятельности общества, а так же отношений между различными участниками и составляющими воспроизводственного процесса.
      Сущность денег раскрывается в нескольких направлениях:
       Во-первых, деньги участвуют в формировании цен, которые выражают стоимость товаров. Стоимость складывается исходя из затрат на производство. Здесь учитываются многие факторы: расходы на изготовление товара с использованием различных предметов труда, затраты рабочей силы, транспортные расходы и другие. Однако не стоит забывать, что цены так же формируются под влиянием не только товаропроизводителя, но и потребителей. Влияет спрос на товар, количество товаров-заменителей, стоимость аналогов и прочие обстоятельства. Это говорит о том, что в обществе формируется приблизительная оценка необходимости приобретения тех или иных товаров по определенной цене.  Поэтому владелец, реализующий свой товар, может претендовать лишь на цену, обусловленную необходимым уровнем затрат на разработку того или иного изделия или услуги. Совершив обмен своего товара на деньги, владелец может приобрести другие товары на полученную сумму. Это иллюстрирует свойство эквивалентности денег.
       Во-вторых, деньги принимают участие в осуществлении социальных отношений разных типов. Сущность денег имеет свойство меняться, так как она отражает совершенствование хозяйственных отношений в обществе и модификацию самих денег.
       В-третьих, деньги являются средством всеобщей обмениваемости на товары, драгоценности, произведения искусства, недвижимость и др. Отличие обмена денег на товар от бартера заключается в исчезновении такого барьера, как взаимная потребность участников обмена в товарах друг друга. Деньги обладают свойством обмениваемости на любые товары и ценности.
       В-четвертых, деньги улучшают критерии сохранения стоимости. При поддержании стоимости в денежном виде, а не в товарном сокращаются издержки хранения и предотвращается износ, порча. 
      На сегодняшний день деньги значительно стали отличаться от товара. В процессе денежной эволюции постепенно произошел переход от применения полноценных денег к использованию денежных знаков и  безналичных расчетов. Это привело к тому, что произошла утрата деньгами такой особенности товара, как существование у них стоимости и способности удовлетворять ту или иную потребность человека. Таким образом, сформировалась самостоятельная экономическая категория – деньги, по-прежнему сохраняющая некоторые качества,  которые придают деньгам сходство с товаром. 
      Сущность любой экономической категории наиболее полно проявляется в выполняемых ею функциях. Рассмотрим характеристику основных функций денег. 
      В настоящее время сохраняется предложенная в свое время К. Марксом идея, что деньги выполняют пять функций: меры стоимости, средства обращения, средства платежа, средства накопления и мировых денег. 
      Рассмотрим более детально каждую из них.
       Мера стоимости. Выполнение деньгами данной функции заключается в том, что стоимость товаров определяется с помощью установления цен. Установление цен на товары базируется на величине их стоимости,  которая зависит в первую очередь от величины затрат общественно необходимого труда на производство. То есть исходной величиной при формировании цены являются не расходы отдельного товаропроизводителя, а общественно необходимый уровень затрат. 
      Появляется возможность сравнивать сформировавшиеся стоимости различных предметов торговли. Для этого необходимо выразить их в одинаковых денежных единицах. В каждой стране существует своя национальная валюта. Она и является мерой стоимости товаров и услуг, пребывающих на рынке. Например, в Российской Федерации мерой стоимости является российский рубль, в Канаде – канадский доллар, в Германии – евро. Таким образом, деньги играют роль общего знаменателя, позволяющего сопоставить относительную ценность, выраженную в денежных единицах.  
      Функцию денег как меры стоимости принято считать основной. Она продолжает существовать и сохраняет свое значение для функционирования экономической системы, несмотря на различные перемены, произошедшие в экономическом развитии стран; эволюционирует одновременно с эволюцией форм и видов денег. Ее основная роль – установление цены товара. Использование денег дает возможность сравнить выручку от реализации продукции с затратами на ее изготовление. Тем самым, деньги в какой-то мере позволяют контролировать финансовую и хозяйственную деятельность предприятий.
       Средство обращения. Функцию средства обращения деньги выполняют в роли посредника. Они используются при покупке и продаже товаров и услуг. Происходит обмен товара на деньги. При этом участники сделки избегают недостатков бартера. Деньги становятся перманентным компонентом рынка. Они на постоянной основе остаются в товарообороте и беспрерывно обслуживают его, поддерживая тем самым дальнейшее развитие товарного обращения. При реализации данной функции деньги и товар движутся одновременно в противоположных направлениях. Следует отметить, что существуют разные способы расчетов за купленные товары.    
       Средство платежа. С развитием кредитных отношений возникает такая функция денег, как средство платежа. Ключевое отличие от функции средства обращения заключается в том, что здесь движение денег и товаров происходит не одновременно. Основополагающую роль играет кредит: возникают такие экономические отношения, в которых сделки купли-продажи товара осуществляются с рассрочкой. 
      На сегодняшний день кредитные деньги являются одной из наиболее популярных форм. Они применяются практически везде: для проведения расчетов как в промышленности, так и в торговле. Их использование привело к тому, что функция средства платежа постепенно поглотила функцию средства обращения и преобразовалась в функцию средства расчетов.
       Средство накопления. В настоящее время функция средства накопления реализуется в накоплении денежных средств. Деньги являются легкореализуемым имуществом и могут быть незамедлительно использованы, поэтому они считаются наиболее удобным способом хранения богатства. Для создания накоплений деньги выводятся из обращения. 
      Однако существует немало рисков хранения накоплений в виде наличных денег. В первую очередь, обесценение денег в условиях инфляции.  Поэтому общество придумало несколько иных способов накопления.
Таблица 22
Вид накопления
Пример
Наличные деньги
Банкноты, монеты
Ценные бумаги
Облигации, акции, процентные векселя и т.д.
Драгоценные металлы и природные драгоценные камни
Серебро, золото, алмаз, рубин, изумруд и т.д.
Недвижимость, приносящая доход
Арендуемая площадь(для арендодателя)
Долговые обязательства
Кредит

       Мировые деньги. Функция мировых денег возникает, когда разные страны или юридические  и физические лица, находящиеся в разных странах, вступают во взаимоотношения. В таком случае деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при совершении кредитных и других операций. Функцию мировых денег осуществляют денежные знаки некоторых развитых стран. Например, американский доллар, евро и др.
      Как правило, на территории какого-либо государства все функции реализуются национальной валютой. 
      Деньги как макроэкономическое явление.
      В макроэкономической системе отдельное место выделяется совокупности рынков товаров, денег, рабочей силы и иностранной валюте. Говоря о рынке товаров, деньги следует рассматривать как обязательного участника любой трансакции, без которого обмен неосуществим.  При этом, участники сделок в деньгах определяли результат любой трансакции,  желая, как минимум, не проиграть в ходе взаимодействия с другими субъектами.
      Далее рассмотрим рынок денег как макроэкономическое явление.  Денежный рынок – это многосубъектная система, в рамках которой решается проблема эффективности каждого участника народнохозяйственных процессов и национальной экономики в целом, совокупность сделок купли-продажи, обслуживаемых деньги. Субъектами выступают потребители и производители с одной стороны, и регулирующие субъекты – с другой. На денежном рынке переменными параметрами являются цена денег и их количество. Единственным центром, определяющим эти параметры, является Центральный банк. Остальные субъекты подчиняются этому. 
      Количество денег определяется в зависимости от потребности в них всех хозяйствующих субъектов. Его должно хватать для обслуживания всех сделок в экономике.
      Основная формула, определяющая необходимое количество денег:
      M=(???P*Q?)/V ,
      где М – количество денег, необходимое для национальной экономики;
      Р – цена товара;
      Q – количество произведенного товара;
      V – скорость оборота денег.
      Цена денег определяется Центральным банком через ставку процента ЦБ. Это говорит о том, что выпуск денег в национальную экономику является не безвозмездным процессом. В будущем функциональные субъекты, в первую очередь коммерческие банки, перепродают деньги  потребителям и производителям. Отсюда образуется реальная множественность цены денег в национальной экономике для макроэкономических субъектов. 
        В макроэкономике существует понятие «пирамида процентных ставок», базисом которой является ставка процента Центрального банка. Снижение процентной ставки ЦБ ведет к «падению» всей пирамиды процентных ставок, снижаются ставки коммерческих банков по всем видам кредитов. И наоборот, повышение ставки процента ЦБ повлечет за собой увеличение прочих процентных ставок.
      Следует отметить, что между ценой денег и их количеством существует обратная связь: снижение цены денег ведет к росту их количества, а увеличение цены – к снижению количества
      ??r???M,
      где r – ставка процента Центрального банка;
      М – предложение денег.
      Ставка процента Центрального банка в разных странах определяется по-разному. Существует учетная ставка процента ЦБ и ставка рефинансирования. Первая вычисляется в ходе учета векселей Центральным банком. Вторая определяется при предоставлении Центральным банком кредитов коммерческим банкам.
      Можно сделать вывод, что рынок денег отличается ощутимой спецификой от товарного рынка. Это говорит о том, что деньги играют отдельную, самостоятельную роль в макроэкономике. Изменение цены и количества денег в обращении Центральным банком оказывает влияние на основные макроэкономические пропорции. Например, снижение ставки процента Центрального банка приводит к уменьшению процентных ставок по конкретным кредитам коммерческих банков. Это побуждает предпринимателей чаще посещать банки с целью оформления кредитов для осуществления собственных инвестиционных проектов. Как следствие, растут инвестиции в народном хозяйстве, что влечет за собой повышение совокупного спроса, а значит и рост валового внутреннего продукта. 
1.2. Спрос и предложение денег. Равновесие и неравновесие на рынке денег
      Начнем исследование рынка денег со спроса на деньги. Спрос на деньги представляет собой денежную сумму, которой домохозяйства и фирмы хотят обладать в зависимости от номинального валового внутреннего продукта и ставки ссудного процента. Как правило, в макроэкономике совокупный денежный спрос складывается из следующих показателей:
      MD=М1+М2+М3,
      где М1 – спрос на деньги для совершения сделок;
      М2 – спрос на деньги, обусловленный мотивом предосторожности;
      М3 – спрос на деньги, связанный с мотивом спекуляции.
      Первая составляющая совокупного денежного спроса определяется потребностью в деньгах для совершения сделок. На её количество оказывают влияние такие факторы, как число сделок, их размер, а так же скорость оборота денег.
       Денежный спрос, обусловленный мотивом предосторожности, связан с таким понятием, как «кассовый разрыв». Кассовый разрыв – это временный недостаток бюджетных средств, необходимых для финансирования наступивших очередных расходов. Потребитель, желая избежать подобных моментов, формирует денежный спрос, размер которого зависит от склонности людей к риску: чем меньше склонен человек к риску, тем, как правило, больше он предъявляет спрос на деньги, связанный с мотивом предосторожности.  
      Далее речь пойдет о третьем показателе совокупного денежного спроса, то есть о денежном спросе, связанным со спекулятивным мотивом. Основу данного агрегата составляет количество денег, которое нужно для проведения сделок купли-продажи финансовых активов: акций, производных ценных бумаг, облигаций, иностранной валюты и проч. 
      На формирование спроса на деньги, обусловленного мотивом спекуляции, оказывают влияние два основных фактора:
       ставка процента по кредитам в коммерческих банках. Ее размер в конечном итоге определяет Центральный банк с помощью учетной ставки процента или ставки рефинансирования. При снижении этой ставки процента спрос на деньги для совершения спекуляций растет (при прочих равных условиях), и наоборот.
       склонность людей к риску. Она зависит от некоторых неэкономических причин, таких как возрастная структура населения, человеческая психология и проч. Поэтому  её принято считать мало изменяемой величиной.
     Перейдем к предложению денег в макроэкономике. Предложение денег – это количество денег, обращающихся в экономике страны. Его характерной чертой является экзогенный характер, установленный Центральным банком. Это значит, что Центральный банк определяет объем денежного предложения, который в свою очередь является основополагающим фактором, устанавливающим масштабы расходов в народном хозяйстве. 
      Для определения объема денежного предложения в макроэкономике принято использовать следующую формулу:
      MS=М0+М1+М2+М3,
      где М0 – количество наличных денег в национальной экономике;
      М1 – размер бессрочных банковских депозитов, остатков на счетах до востребования;
      М2 – размер среднесрочных банковских депозитов (от одного до трех лет);
      М3 – размер долгосрочных банковских депозитов (более трех лет).
      Осуществление контроля за показателем М0 вызывает некоторые трудности у Центрального банка. Следствием этого является деятельность ЦБ по минимизации количества наличных денег в обращении в национальной экономике. 
      Остальные агрегаты (М1, М2, М3) представляют собой банковские деньги. Коммерческие банки обязаны систематически предоставлять информацию Центральному банку о своей деятельности. Это дает возможность ЦБ определять количество денег, требующееся для совершения сделок по купле-продаже товаров, услуг, а так же финансовых активов.
      Управление денежным предложением Центральный банк осуществляет путем эмиссии денег, а так же через регулирование выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки процента или ставки рефинансирования.
      После рассмотрения денежного спроса и денежного предложения перейдем к анализу равновесия и неравновесия на макроэкономическом рынке денег. 
      Как известно, критерием равновесия на любом рынке считается соответствие спроса предложению (D=S). Денежный рынок – не исключение. При таком положении фиксируется равновесная цена. Любое другое положение будет считаться неравновесным. Его отличием от равновесного может быть как превышение спроса над предложением (D>S), так и превышением предложения над спросом (S>D).   
      Достижение равновесия между денежным спросом и денежным предложением ведет к оптимизации основным макроэкономических пропорций. В таких условиях экономика достигает равновесной величины валового внутреннего продукта, которой будут соответствовать равновесная цена денег, а так же равновесная ставка процента Центрального банка. 
      Неравновесие между спросом на деньги и спросом на предложение бывает двух типов: превышение денежного предложения над спросом и превышение денежного спроса над предложением.
      Превышение денежного предложения над спросом. Такое явление получило в науке название «инфляция». Как правило, инфляция характеризуется как процесс обесценения денег. Другими словами, падение их покупательной способности. Инфляция может принимать три формы: инфляция спроса, инфляция издержек и инфляция ожиданий. 
      Инфляция спроса в первую очередь обусловлена ростом потребительских и государственных расходов. Это приводит к повышению производителем цен, что влечет за собой снижение покупательной способности денег.
      Инфляция издержек связана с увеличением затрат у производителей. Как правило выделяют две ситуации, ведущие к повышению издержек. Во-первых, неурожай. Во-вторых, шоки предложения.
      Неурожай ведет к снижению производства сельскохозяйственной продукции. В результате на нее растут цены. Происходит запуск продолжительных мультипликационных цепочек. Это приводит к повышению цен на конечную аграрную продукцию. Вероятно, вырастет цена рабочей силы. Результат – увеличение макроэкономических цен и паление покупательной способности денег.
      Под шоками предложения принято понимать резкое изменение пропорций цен, за которым следует подъем цен на большинство товарных групп. 
      Инфляция ожиданий характеризуется развитием негативных ожиданий у хозяйственных субъектов, которые в свою очередь начнут действовать предсказуемо. Они будут стремиться минимизировать убытки от негативных ожиданий. Это приведет к росту цен и обесценению денег. 
      Превышение денежного спроса над предложением принято называть дефляцией. Она характеризуется повышением покупательной способности денег. Это выражается падением цен. Дефляция приводит к сокращению производства товаров и услуг, за которым следует снижение заработных плат и соответственно падение денежного спроса. А это влечет за собой еще большее сокращение выпуска товаров.
      

1 Составлена автором.
2 Составлена автором.
---------------

------------------------------------------------------------

---------------

------------------------------------------------------------

2




.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44